Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA), как и предполагалось, вновь зарегистрировало «Милотарг» (Mylotarg, гемтузумаб озогамицин), разрешив его для терапии CD33-положительного острого миелоидного лейкоза (AML), впервые диагностированного либо же рецидивирующего или рефрактерного.
Гемтузумаб озогамицин (gemtuzumab ozogamicin) — первый на рынке конъюгат моноклонального антитела. Он таргетирован на трансмембранный рецептор CD33, экспрессирующий на клетках миелоидного происхождения, и несет цитотоксический агент класса калихеамицинов. Препарат находился в продаже десять лет, но в июне 2010 года был изъят из реализации. Запрет на «Милотарг» регулятор объяснял ростом смертельных исходов и отсутствием преимуществ в сравнении с традиционным лечением. Теперь же, когда стоящая за гемтузумабом озогамицином «Пфайзер» (Pfizer) обкатала новый режим низкого и дробного дозирования лекарства, всё поменялось.
Так, в клинических испытаниях ALFA-0701 фазы III, охвативших 271 человека с впервые диагностированным острым миелоидным лейкозом de novo, бессобытийная выживаемость составила 17,3 месяцев в группе «Милотарга», назначаемого совместно с даунорубицином и цитарабином, и 9,5 месяцев в группе только указанных химиопрепаратов.
Клинические исследования AML-19 фазы III вовлекли 237 пациентов пожилого возраста, которым диагноз острого миелоидного лейкоза был поставлен впервые и которые нетолерантны или отказались от интенсивной химиотерапии. Общая выживаемость продемонстрирована на уровне 4,9 месяцев против 3,6 месяцев в группе оптимальной паллиативной помощи.
https://www.youtube.com/watch?v=08q2Th3GQ5w
Наконец, клинические испытания MyloFrance-1 фазы II оценили эффективность «Милотарга» на 57 пациентах с первым рецидивом заболевания: 26% участников вышли на полную ремиссию, притом что медиана безрецидивной выживаемости составила 11,6 месяцев.
https://www.youtube.com/watch?v=rnwDHadTaJw
Инструкция к «Милотаргу» снабжена «чернорамочным» предупреждением о гепатотоксичности, в том числе тяжелой или фатальной веноокклюзионной болезни печени.
В июне «Сиэтл джинетикс» (Seattle Genetics) вынужденно свернула клинические испытания CASCADE фазы III одного из своих основных препаратов-кандидатов — вадастуксимаба талирина (vadastuximab talirine), изучаемого в первоочередной терапии острого миелоидного лейкоза. Конъюгат моноклонального антитела, нацеленный на CD33 и нагруженный двумя молекулами ДНК-сшивающего агента пирролобензодиазепина (PBD), показал полную ремиссию у 70% пациентов, однако и высокую частоту смертельных исходов.