Французская «Трансджин» (Transgene) остановила опорные клинические испытания экспериментального онколитического вируса «Пекса-Век» (Pexa-Vec), проверяемого в сочетанном с «Нексаваром» (Nexavar, сорафениб) первоочередном лечении гепатоцеллюлярной карциномы на распространенной стадии. Согласно промежуточному анализу целесообразности, пробная терапия вряд ли сможет обеспечить выход к первичной конечной точке, заявленной улучшением общей выживаемости (OS). На волне известий биржевые котировки «Трансджин» потеряли одну пятую.

Клинические испытания PHOCUS (NCT02562755) фазы III (рандомизированные, открытые, с активным препаратом сравнения, многоцентровые, международные), охватившие пациентов (n=600) с прежде нелеченной распространенной первичной гепатоцеллюлярной карциномой, ставили на гипотезу, мол, применение иммуноонкологического подхода, осуществляемое интратуморально до системного назначения стандартной перволинейной терапии рака печени в лице сорафениба, ингибитора множества протеинкиназ, должно продлить жизнь пациентам.

Предшествовавшее тестирование «Пекса-Век» при этом показании продемонстрировало двойственные результаты. Так, клинические исследования NCT00554372 фазы IIa (рандомизированные, открытые) среди пациентов (n=30) с неоперабельной распространенной гепатоцеллюлярной карциномой показали, что интратуморальное введение «Пекса-Век» в высокой дозе выводит OS к медианным 14,1 месяца против 6,7 месяца в группе низкодозного онколитического вируса. Для сравнения: «Нексавар» способен довести OS до медианных 12,3 месяца. Однако последующие клинические испытания TRAVERSE (NCT01387555) фазы IIb (рандомизированные, открытые) среди пациентов (n=129) с распространенной гепатоцеллюлярной карциномой, не ответивших на назначение сорафениба, засвидетельствовали отсутствие положительного терапевтического эффекта «Пекса-Век» на OS.

Онколитический вирус «Пекса-Век», также известный как пексастимоген девацирепвек (pexastimogene devacirepvec), JX-594 и TG6006, представляет собой генетически модифицированный поксвирус, лишенный гена тимидинкиназы, что ограничивает его репликацию только клетками с высоким уровнем этого фермента (обычно в раковых клетках с мутантными генами RAS или p53), и наделенный геном гранулоцитарно-макрофагального колониестимулирующего фактора (GM-CSF). Механизм действия «Пекса-Век» обращается к трем процессам: прямому лизису опухолевых клеток, блокированию кровоснабжения опухоли, индукции опухолеспецифических цитотоксических T-лимфоцитов (CTL) с усилением системного иммунного противоопухолевого ответа.

«Пекса-Век»: еще одна осечка онколитических вирусов
Изображение: Oncolytic Virother. 2015 Jan 28;4:25-31.

«Трансджин» получила права на разработку и коммерциализацию «Пекса-Век» в Европе, после того как в сентябре 2010 года французы подружились с «Дженнерекс» (Jennerex), позже за 100 млн долларов перебравшейся под крыло корейской «Силладжен» (SillaJen), для которой данный препарат-кандидат является фактически единственным активом. Неудача PHOCUS обрушила курс акций «Силладжен» на одну треть.

Во втором полугодии будут получены результаты клинических испытаний NCT03071094 фазы I/IIa, проверяющих комбинацию из «Пекса-Век» и PD-1-блокатора «Опдиво» (Opdivo, ниволумаб) в первоочередном лечении гепатоцеллюлярной карциномы на распространенной стадии.

«Пекса-Век» также обкатывается на других солидных опухолях, включая почечно-клеточную карциному, колоректальную карциному, меланому, HER2-отрицательный рак молочной железы, саркому мягких тканей.

«Пекса-Век»: еще одна осечка онколитических вирусовОнколитические вирусы, будучи одним из видов таргетной терапии, инфицируют и разрушают только злокачественные клетки, что сдерживает опухолевый рост и индуцирует иммунный ответ — de novo или путем усиления существовавшего. В большинстве случаев речь идет о генетически модифицированных вирусах, наделенных улучшенным опухолевым тропизмом и ослабленной вирулентностью в отношении здоровых клеток. Онколитические вирусы, в теории характеризующиеся эффектом домино, упрощают лечение онкозаболеваний при помощи сопутствующего или последующего назначения равно как стандартных химиопрепаратов и облучения, так и новомодных ингибиторов иммунных контрольных точек (ИИКТ).

«Большая фарма» верит в успех онколитических вирусов: даром что ли в минувшем 2018 году «Мерк и Ко» (Merck & Co.), «Джонсон энд Джонсон» (Johnson & Johnson) и «Бёрингер Ингельхайм» (Boehringer Ingelheim) купили соответствующие «Вайрелитикс» (Viralytics), «Беневир байофарм» (BeneVir Biopharm) и «ВираТерапьютикс» (ViraTherapeutics), каждая из которых исповедует собственные оригинальные подходы в конструировании данной иммунотерапии.

Впрочем, несмотря на многочисленные попытки обеспечить светлое будущее онколитическим вирусам, на сегодня удалось коммерциализировать лишь два таковых — «Онкорин» (Oncorine) и «Имлайджик» (Imlygic, талимоген лахерпарепвек), — притом что спрос на эти препарата критически мал.

«Пекса-Век»: еще одна осечка онколитических вирусов
Онколитические вирусы: одобренные и экспериментальные лекарственные препараты. Изображение: Vantage/EvaluatePharma.

Роман Дмитриев

Дополнительная информация о Романе и его контактные данные доступны в разделе «Научно-исследовательский офис».