Коротко
«Рубрака» (Rubraca, рукапариб), за которым стоит «Кловис онколоджи» (Clovis Oncology), попробует усилить позиции в противостоянии с «Линпарзой» (Lynparza, олапариб) и «Зеюлой» (Zejula, нирапариб) — другими ингибиторами поли(АДФ-рибоза)-полимеразы (PARP) авторства соответственно «АстраЗенека» (AstraZeneca) и «Тисаро» (Tesaro).
«Рубрака», в настоящее время разрешенный в третьелинейном применении среди пациентов с раком яичников и BRCA-мутацией, доказал, что способен серьезно улучшить показатель выживаемости без прогрессирования в сравнении с плацебо, если его назначать в качестве препарата поддерживающей терапии после прохождения двух и более курсов платиносодержащей химиотерапии.
На волне позитивных новостей курс акций «Кловис» прибавил более чем 40% — рыночная стоимость «Тисаро», напротив, уменьшилась.
Подробности
«АстраЗенека», «Кловис» и «Тисаро» — все заинтересованы в расширении рыночного сбыта своих PARP-ингибиторов, которые блокируют ферменты, вовлеченные в ДНК-репарацию внутри опухолевых клеток c поврежденными генами, тем самым приводя к апоптозу именно раковых, а не здоровых клеток.
Особенно сильны позиции у «Зеюлы»: в конце марта он был одобрен против рака яичников без оглядки на наличие либо отсутствие в опухолях дефективных BRCA-генов. «Линпарза» и «Рубрака» требуют обязательной генеративной и/или соматической BRCA-мутации — таковая встречается в 15–20% случаев этой онкологии.
Впрочем, соперники не сдаются, продолжая раскрывать потенциал PARP-ингибиторов. Так, в начале июня «Линпарза» стал первым из этого класса препаратов, которому удалось вырваться за пределы исключительно рака яичников: «АстраЗенека» засвидетельствовала, что олапариб эффективен в терапии HER2-негативного метастатического рака молочной железы с генеративными мутациями BRCA1 или BRCA2.
Ну а сейчас активизировалась «Кловис», сообщившая об успехах клинических испытаниях ARIEL3 фазы III, которые охватили 564 пациентов с платиночувствительным, высокой степени злокачественности раком яичников, раком фаллопиевых труб или первичным раком брюшины.
Среди участников с генеративными или соматическими BRCA-мутациями (n=196) рукапариб вышел на выживаемость без прогрессирования на протяжении медианных 16,6 и 26,8 месяцев — согласно анализам, проведенным соответственно исследователями и независимой экспертизой. В группе плацебо этот показатель зафиксирован на уровне 5,4 месяцев.
Не менее значимые результаты продемонстрированы среди пациентов с генеративными или соматическими BRCA-мутациями (в том числе дикого типа), характеризующимися нарушением гомологичной рекомбинации (n=354). Медиана выживаемости без прогрессирования составила 13,6 и 22,9 месяцев против 5,4 и 5,5 месяцев в контрольной группе.
В ближайшие четыре месяца «Кловис» намерена подать в Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) и Европейское агентство по лекарственным средствам (EMA) разрешительные заявки на применение «Рубрака» в качестве препарата второй линии и позже для поддерживающей терапии среди женщин, рак яичников которых реагирует на химиопрепараты на основе платины.
Тем временем «Кловис» списала со счетов 142 млн долларов, которые были потрачены на урегулирование конфликта с акционерами. Компания ввела в заблуждение относительно крупных перспектив роцилетиниба (rociletinib) против немелкоклеточного рака легкого — по итогам программа изучения этого ингибитора рецептора эпидермального фактора роста (EGFR) была полностью свернута.