«Тисаро» (Tesaro) удивила всех. Предполагалось, что ее ключевой препарат-кандидат нирапариб (niraparib) будет одобрен только летом. Однако Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) тянуть не стало, выдав лекарству разрешительную грамоту. Новый медикамент, ожидаемый к появлению на рынке в конце апреля, получил брендовое название «Зеюла» (Zejula).
Нирапариб, будучи ингибитором поли(АДФ-рибоза)-полимеразы (PARP), одобрен регулятором для поддерживающего лечения рецидивирующего эпителиального рака яичников, рака фаллопиевых труб или первичного рака брюшины у взрослых пациентов, чьи опухоли характеризуются полным либо частичным уменьшением в ответ на предшествовавшую платиносодержащую химиотерапию.
PARP-ингибиторы блокируют ферменты, вовлеченные в ДНК-репарацию внутри опухолевых клеток c поврежденными генами, тем самым приводя к апоптозу именно раковых, а не здоровых клеток.
Одобрение «Зеюлы» в качестве препарата второй линии опирается на результаты клинических исследований ENGOT-OV16/NOVA (NCT01847274) фазы III, охвативших пациентов (n=553), прошедших как минимум две химиотерапии. У испытуемых с генеративной BRCA-мутацией медиана выживаемости без прогрессирования (PFS) составила 21,0 месяца против 5,5 месяца в группе плацебо. В случае отсутствия генеративной BRCA-мутации этот показатель был равен 9,3 месяца против 3,9 месяца у контрольной группы.
Кроме того, пациенты из группы без BRCA-мутации, но с другой генетической аномалией продемонстрировали PFS в пределах 12,9 месяца против 3,8 месяца среди принимавших плацебо.
Нирапариб можно применять вне зависимости от BRCA-статуса, тогда как конкурирующие PARP-ингибиторы «Линпарза» (Lynparza, олапариб) и «Рубрака» (Rubraca, рукапариб) авторства соответственно «АстраЗенека» (AstraZeneca) и «Кловис онколоджи» (Clovis Oncology) требуют наличия генеративной и/или соматической BRCA-мутации. Таковая встречается в 15–20% случаев рака яичников.
Согласно прогнозам экспертов EvaluatePharma, к 2022 году продажи «Зеюлы» составят 1,9 млрд долларов, что выводит его в десятку самых успешных препаратов, запущенных в 2017 году.
«Тисаро» намеревается расширить спектр назначений нирапариба за счет его сочетания с «Авастином» (Avastin, бевацизумаб) и ингибиторами иммунных контрольных точек PD-1. Будут также приложения усилия для перевода лекарства в разряд перволинейного применения при раке яичников и метастатическом немелкоклеточном раке легкого. Изучается его эффективность в терапии BRCA-положительного рака груди.
Тем временем «Пфайзер» (Pfizer) продолжает доводить до ума свой PARP-ингибитор в лице талазопариба (talazoparib), полученный после приобретения «Медивейшн» (Medivation) и нацеленный на рак простаты.
-
Уведомление: «Талзенна»/«Талценна»: новое лекарство против BRCA-мутантного рака молочной железы | МОСМЕДПРЕПАРАТЫ
-
Уведомление: GlaxoSmithKline вернется в онкологический бизнес | МОСМЕДПРЕПАРАТЫ