Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) одобрило «Эндари» (Endari, L-глутамин) для облегчения тяжелых осложнений, связанных с серповидно-клеточной анемией у пациентов в возрасте пяти лет и старше. Препарат, разработанный «Эммаус медикал» (Emmaus Medical), стал первым разрешенным за последние почти двадцать лет для ведения этого генетического заболевания крови, при котором гемоглобин приобретает особое кристаллическое строение, что приводит к хронической гипоксии, анемии, болевому синдрому, поражению внутренних органов и целому ряду характерных фенотипических признаков.
До сих пор единственным дозволенным лекарством для терапии серповидно-клеточной анемии, которой страдают приблизительно 25 млн человек во всем мире, была гидроксимочевина.
Эффективность перорального «Эндари» изучена в клинических исследованиях фазы III на 230 пациентах, страдающих серповидно-клеточной анемией и столкнувшихся с двумя и более вазоокклюзионными кризами (болезненными кризами) в течение двенадцати месяцев, предшествовавших терапии этим препаратом, которая продолжалась на протяжении 48 недель.
Засвидетельствовано, что назначение «Эндари» способствует уменьшению числа визитов в больницу для снятия болевого синдрома парентеральным введением наркотического анальгетика или кеторолака: медиана посещений стационара составила три раза против четырех в группе плацебо. Аналогично уменьшилось число госпитализаций (две против трех) и сократилось количество дней, проведенных в больнице (6,5 против 11).
Кроме того, испытуемые, принимавшие «Эндари», реже сталкивались с острым грудным синдромом: 8,6% пациентов против 23,1% в контрольной группе.
В популяции страдающих серповидно-клеточной анемией есть определенная подгруппа пациентов с существенно тяжелым фенотипом, испытывающих три-четыре болезненных криза ежегодно. И если L-глутамину удается уменьшить это число хотя бы на 25%, уместно говорить о его достойной эффективности, ведь речь идет о внушительном сокращении количества серьезных приступов на протяжении всей жизни человека. Опять же «Эндари» сохранил свою активность при назначении поверх гидроксимочевины.
Глутамин является одной из двадцати стандартных аминокислот, входящих в состав белка. Механизм его действия в случае серповидно-клеточной анемии полностью не изучен. Считается, что в патофизиологию этого заболевания вовлечен феномен оксидативного стресса, а серповидные эритроциты более подтверждены окислительному повреждению, нежели нормальные. Вот почему наблюдаются хронических гемолиз и вазоокклюзионные события, ассоциированные с серповидно-клеточной анемией. Пиридиновые нуклеотиды, НАД+ и его восстановленная форма НАДФ вовлечены в регулирование и предотвращение окислительного повреждения эритроцитов. Глутамин, возможно, улучшает редокс-потенциал НАД в серповидных эритроцитах посредством увеличения доступности восстановленного глутатиона.
«Эммаус» рассчитывает на коммерческий запуск «Эндари» в четвертом квартале. Предполагаемая стоимость годичного курса — 11–18 тыс. долларов. В конце года будет подана заявка на регистрацию новинки в Евросоюзе.
Тем временем фармотрасль на месте не стоит. Так, «Пфайзер» (Pfizer) совместно с «Глайкомиметикс» (GlycoMimetics) занимается ривипанселом (rivipansel) — антагонистом всех трех типов селектина (E, L и P), а «Новартис» (Novartis) прорабатывает кризанлизумаб (crizanlizumab), полученный в ходе покупки «Селексис фармасьютикалс» (Selexys Pharmaceuticals), — моноклональное антитело против P-селектина. Оба препарата-кандидата предназначены для терапии вазоокклюзионных кризов при серповидно-клеточной анемии.
Впрочем, отраслевые наблюдатели достаточно скептически относятся к указанным экспериментальным медикаментам: они не смогли продемонстрировать большей эффективности, чем гидкроксимочевина, но собираются выставить достаточно высокий ценник на самих себя.
До появления по-настоящему действенных лекарств ждать еще долго, хотя генотерапия и редактирование генов видятся однозначно перспективными. На этих подходах сосредоточены в том числе «Байоджен» (Biogen) в лице дочерней «Байоверетив» (Bioverativ) и «Блюбёрд байо» (Bluebird Bio).