Коротко
«Китруда» (Keytruda, пембролизумаб), иммуноонкологический бестселлер «Мерк и Ко» (Merck & Co.), не смог добраться до первичной конечной точки в опорных клинических испытаниях KEYNOTE-040 фазы III, охвативших 495 пациентов с рецидивирующим или метастатическим плоскоклеточным раком головы и шеи, которые адекватно не ответили на одну или более линий предшествовавшей системной платиносодержащей химиотерапии. Пембролизумаб не сумел продемонстрировать улучшение показателя общей выживаемости в сравнении со стандартным химиотерапевтическим курсом.
Для искомого назначения этот ингибитор белка программируемой смерти 1 (PD-1) был одобрен Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) в августе 2016 года в ускоренном порядке, то есть без сильной доказательной базы, которая еще требовала проведения дополнительных клинических исследований.
Впрочем, каких-либо изменений в список онкологических заболеваний, для которых разрешен «Китруда», пока вносить не планируется. Попутно продолжаются клинические исследования KEYNOTE-048 фазы III, изучающие перволинейное применение пембролизумаба для вышеуказанной формы рака.
Подробности
Существует абсолютно точная параллель с провалом «Тецентрика» (Tecentriq, атезолизумаб). В мае «Рош» (Roche) сообщила, что у этого ингибитора лиганда белка программируемой смерти 1 (PD-L1), изученного в клинических испытаниях IMvigor211 фазы III среди пациентов с местнораспространенной или метастатической уротелиальной карциномой на фоне или после прохождения химиотерапии, не получилось зафиксировать первичную конечную точку, выраженную в улучшении показателя общей выживаемости в сравнении с химиотерапией. «Тецентрик» был условно одобрен для этого показания в мае 2016 года.
Зато у «Бристол-Майерс Сквибб» (Bristol-Myers Squibb), напротив, всё получилось с ее «Опдиво» (Opdivo, ниволумаб), ингибитором PD-1: в клинических испытаниях CheckMate 141 среди пациентов с рецидивирующим или метастатическим плоскоклеточным раком головы и шеи он прекрасно себя зарекомендовал. Общая выживаемость на протяжении одного года в группе препарата оказалась более чем вдвое лучше, чем в группе химиотерапии: 36,0% против 16,6%.
Нынешняя неудача «Китруда» стала третьей по счету среди провалов ингибиторов иммунных контрольных точек (ИИКТ). Первое несчастье произошло с «Опдиво», который не смог доказать свою эффективность в терапии первой линии немелкоклеточного рака легкого. Второй удар судьбы пришелся, как уже было указано выше, на «Тецентрик».
Резюмируя, становится понятно, что далеко не все иммуноонкологические препараты, таргетированные на PD-1 или PD-L1, являются идентичными по своему воздействию. Впрочем, достоверно не установлено, что именно следует считать виновником сбоев: либо это действительно тонкие различия в степени аффинности связывания антител, либо особенности дизайна клинических испытаний ИИКТ (например, специфика отбора пациентов по уровню экспрессии PD-L1). Поднимаются также вопросы о той роли, которую FDA играет в утверждении лекарств этого класса — с другой стороны, ускоренное одобрение противораковых медикаментов пациентам только на руку.