«Джонсон энд Джонсон» (Johnson & Johnson) запланировала собственное разделение на две компании. Сделано это будет путем вывода бизнеса потребительских товаров для здоровья в автономное предприятие.
Высокодоходный, хотя и менее предсказуемый бизнес по разработке и производству рецептурных препаратов и медицинского оборудования станет полностью самостоятельным и не зависящим от финансовых показателей потребительского направления, которое растет относительно медленно, принося приблизительно 15 млрд долларов в год.
Распад «Джонсон энд Джонсон» состоится где-то через 18–24 месяца. Как утверждается, стратегическая инициатива не связана с судебными исками, обвиняющими детскую присыпку Johnson’s Baby Powder в развитии рака яичников. Тем не менее избавление от ассоциации с оскандалившимся брендом представляется разумным ввиду того, что компании грозит до 7,5 млрд долларов потенциальных убытков от урегулирования многочисленных претензий.
Пока неизвестно, в какой именно форме произойдет разделение, как будет называться новая потребительская компания и кто ее возглавит. Намечено, что реструктуризация будет осуществлена таким образом, чтобы избежать дополнительного налогообложения. Скорее всего, следует ожидать вывода нового предприятия на биржу с соответствующим размещением акций.
Ассортимент потребительской и безрецептурной продукции «Джонсон энд Джонсон» включает такие бренды, как «Тайленол» (Tylenol, парацетамол), «Мотрин» (Motrin, напроксен), «Пепцид» (Pepcid, фамотидин), «Имодиум» (Imodium, лоперамид), «Листерин» (Listerin, комбинация эфирных масел), «Визин» (Visine, тетризолин), «Зиртек» (Zyrtec, цетиризин), «Никоретте» (Nicorette, никотин), «Доктор Мом» (Doktor Mom, средства растительного происхождения).
Решение принято после того, как конкуренты, включая «Пфайзер» (Pfizer), «Мерк и Ко» (Merck & Co.), «ГлаксоСмитКляйн» (GlaxoSmithKline), «Новартис» (Novartis), «Мерк КГаА» (Merck KGaA) и «Такеда фармасьютикал» (Takeda Pharmaceutical), тем или иным образом избавились от потребительских направлений, переключившись на высокомаржинальную деятельность вокруг рецептурных препаратов.
Действительно, в 2020 году фармацевтическое подразделение внесло 55% в общий доход «Джонсон энд Джонсон», который составил 83 млрд долларов, еще 28% поступило от торговли медицинским оборудованием, и только 17% сгенерировали потребительские товары. Согласно прогнозам, в 2021 году компания заработает 94 млрд долларов.
После завершения реструктуризации «Джонсон энд Джонсон» сохранит за собой статус крупнейшей в мире и самой диверсифицированной компании, работающей в области здравоохранения.
Сейчас рыночная стоимость «Джонсон энд Джонсон», предоставляющей рабочие места для более чем 136 тыс. человек по всему миру, составляет 432,5 млрд долларов.
Тем временем «Новартис» намеревается попрощаться с «Сандоз» (Sandoz), бизнесом генерических лекарств.