Анализ, опубликованный журналом Health Affairs, выявил, что игроки «Большой фармы» зарабатывают много денег за счет высоких цен на лекарства в Соединенных Штатах, причем эта сумма превышает их совокупные расходы, пущенные на научные исследования и разработку.
Обнаружено, что для двадцатки самых продаваемых в мире лекарств усредненный разрыв между стоимостью в США и других странах с развитой экономикой составляет 59%. Другими словами, если препарат где-либо в Западной Европе или Канаде стоит 41 доллар, то в Америке за него придется заплатить уже 100 долларов.
Следует понимать, что речь идет об окончательных ценах в США, то есть с учетом всех скидок и дисконтов, и ценах по прейскуранту на других территориях.
Собранные данные образца 2015 года, свидетельствует, что премиальные американские цены позволили сгенерировать 116 млрд долларов дополнительного дохода для 15 ведущих мировых фармацевтических компаний. Тогда как на научные исследования и разработку (НИОКР) во всём мире они истратили 76 млрд долларов, или 66% от указанной суммы.
Таким образом, если устранить сверхвысокую стоимость лекарств в США, но при этом в ноль скомпенсировать расходы на НИОКР, в руки налогоплательщиков и пациентов вернутся 40 млрд долларов.
Производители оправдываются: мол, подобная политика ценообразования позволяет им накапливать деньги, нужные для создания инновационных медикаментов.
Доходы, получаемые от премиальных цен на лекарства в США, и расходы на глобальные исследования и разработку 15 фармацевтических компаний, ответственных за 20 самых продаваемых в мире препаратов в 2015 году.
Компания | Разница между международными и американскими ценами | Надбавка американской цены | Продажи в США, млн долл. | Премиальные доходы в США, млн долл. | Превышение премиальных доходов в США над глобальными расходами на НИОКР |
---|---|---|---|---|---|
«ЭббВи» (AbbVie) | 48% | 52% | 13561 | 7092 | 166% |
«Амджен» (Amgen) | 43% | 57% | 16523 | 9355 | 239% |
«АстраЗенека» (AstraZeneca) | 36% | 64% | 9474 | 6078 | 101% |
«Байоджен» (Biogen) | 25% | 75% | 6546 | 4934 | 245% |
«Бристол-Майерс Сквибб» (Bristol-Myers Squibb) | 45% | 55% | 8188 | 4516 | 76% |
«Селджен» (Celgene) | 45% | 55% | 5525 | 3020 | 148% |
«Гилеад сайенсиз» (Gilead Sciences) | 75% | 25% | 21200 | 5200 | 173% |
«ГлаксоСмитКляйн» (GlaxoSmithKline) | 48% | 52% | 10188 | 5300 | 114% |
«Джонсон энд Джонсон» (Johnson & Johnson) | 39% | 61% | 18300 | 11127 | 163% |
«Мерк и Ко» (Merck & Co.) | 39% | 61% | 17519 | 10649 | 159% |
«Новартис» (Novartis) | 52% | 48% | 18079 | 8678 | 97% |
«Пфайзер» (Pfizer) | 21% | 79% | 19906 | 15735 | 219% |
«Рош» (Roche) | 45% | 55% | 17782 | 9759 | 119% |
«Санофи» (Sanofi) | 28% | 72% | 12625 | 9123 | 163% |
«Тева фармасьютикал индастриз» (Teva Pharmaceutical Industries) | 22% | 78% | 6442 | 5018 | 263% |
СРЕДНЕЕ | 41% | 59% | 13457 | 7706 | 163% |
Самой жадной оказалась «Тева фармасьютикал индастриз» (Teva Pharmaceutical Industries), продажи препаратов из особого перечня которой принесли на 263% больше денег, чем было пущено на НИОКР. За ней следует «Байоджен» (Biogen), которая вернула научно-исследовательский бюджет с 245-процентной отдачей. Не менее скаредно отличились «Амджен» (Amgen) и «Пфайзер» (Pfizer) — соответственно 239% и 219%.
Четверка из указанных компаний более чем в два раза возмещает расходы на нужды разработки за счет своих бестселлеров, таких как «Копаксон» (Copaxone, глатирамера ацетат) и «Текфидера» (Tecfidera, диметилфумарат).
Напротив, «Бристол-Майерс Сквибб» (Bristol-Myers Squibb), «Новартис» (Novartis) и «АстраЗенека» (AstraZeneca) не демонстрируют вопиющей алчности.
Рекомендуем также ознакомиться с интерактивным онлайновым инструментом DrugAbacus, который позволяет выяснить реальную, а не заявленную производителем стоимость более чем полусотни противораковых лекарств, исходя из ряда факторов: стоимости дополнительного года жизни, токсичности, инновационности, стоимости разработки, прогноза на улучшения и др.