Коротко
- «Тева фармасьютикал индастриз» (Teva Pharmaceutical Industries) получила разрешение Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) на «Аджови» (Ajovy, фреманезумаб) — новый лекарственный препарат для профилактики мигрени у взрослых.
- Существует высокая неудовлетворенная медицинская потребность в эффективных противомигренозных лекарствах, особенно для ее предупреждения. Согласно оценкам ВОЗ, приблизительно 15% жителей Земли сталкиваются с мигренью (женщины вдвое чаще мужчин), причем в ряде случаев тяжелое течение этого неврологического инвалидизирующего заболевания приводит к потере трудоспособности не менее чем на четыре дня ежемесячно. Считается, что 40% людей, страдающих мигренью, являются кандидатами для успешной ее профилактики.
- Мигрень — это повторяющиеся головные боли, обычно поражающие одну половину головы, характеризующиеся пульсацией и продолжающиеся от двух до 72 часов. Мигрени часто сопутствуют тошнота, рвота и повышенная чувствительность к свету (фотофобия), звукам (фонофобия) либо запахам (осмофобия). В продромальной стадии проявляются предупреждающие симптомы (усталость, желание съесть сладкое, изменение настроения, жажда, скованность мышц шеи). В трети случаев непосредственно приступам мигрени предшествуют ауры — короткие периоды нарушения зрительной (вспышки света, зигзагообразные линии, временная потеря зрения), сенсорной (покалывания в конечностях) или моторной систем (потеря пространственной ориентации, проблемы с речью).
Подробности
Подкожно вводимый фреманезумаб (fremanezumab) — полностью гуманизированное моноклональное антитело, специфичное к лиганду пептида, кодируемого геном кальцитонина (CGRP). У пациентов с мигренью отмечается патологически повышенный уровень CGRP — нейропептида, присутствующего в центральной и периферической нервной системе и отвечающего за вазодилатацию и трансмиссию боли. Когда CGRP связывается со своим рецептором, запускается каскад событий, несущий вклад в нейрогенное воспаление, которое ассоциировано с мигренозной болью и которому сопутствуют явления дегрануляции тучных клеток, расширения сосудов и экстравазации белков. Фреманезумаб, связываясь с лигандом CGRP, блокирует его взаимодействие с соответствующим рецептором, тем самым подавляя каскад событий, иначе приводящих к активации системы тройничного нерва. В итоге осуществляется сдерживание процесса инициации и прогрессирования мигренозной боли.
Эффективность и безопасность «Аджови» в качестве профилактического лекарственного средства в случае эпизодической и хронической мигрени были проверены в двух рандомизированных клинических испытаниях фазы III (многоцентровых, с двойным ослеплением, плацебоконтролируемых). На протяжении трех месяцев пациентам назначали либо 675 мг фреманезумаба каждые три месяца, либо 225 мг фреманезумаб ежемесячно (плюс стартовых 675 мг фреманезумаба однократно — при хронической мигрени), либо плацебо ежемесячно.
Участникам было разрешено обращаться к медикаментам, купирующим приступы острой головной боли. Определенной подгруппе больных (21%) было дозволено применять какой-либо один дополнительный профилактический противомигренозный препарат. Критерии исключения из исследований: серьезное сердечно-сосудистое заболевание в анамнезе, сосудистая ишемия или тромботические события (острое нарушение мозгового кровообращения, транзиторная ишемическая атака, тромбоз глубоких вен или легочная эмболия).
Клинические исследования NCT02629861 охватили 875 человек с эпизодической мигренью (менее 15 приступов головной боли в месяц). Первичная конечная точка была установлена средним изменением числа дней с мигренью в месяц за весь трехмесячный курс экспериментального лечения. Среди вторичных конечных точек:
- пропорция пациентов, у которых зафиксировано не менее чем 50-процентное уменьшение среднего количества мигренозных дней в месяц за трехмесячный период;
- среднее изменение числа дней в месяц, когда приходилось применять какие-либо препараты против острой головной боли за трехмесячный период;
- среднее изменение числа дней в месяц с мигренью в первый месяц лечения.
«Аджови» вне зависимости от режима дозирования (ежемесячного или ежеквартального) продемонстрировал статистически значимое и клинически существенное превосходство над плацебо (p<0,001) по всем заявленным показателям эффективности.
Клинические исследования NCT02621931 охватили 1130 человек с хронической мигренью (не менее чем 15 приступов головной боли в месяц). Первичная и вторичные конечные точки были определены, как указано выше, за исключением того, что купирование приступов должно было быть справедливым для мигренозной боли не менее чем умеренной степени тяжести. «Аджови» без привязки к схеме дозирования засвидетельствовал статистически значимое и клинически существенное превосходство над плацебо (p<0,001) по всем заявленным показателям эффективности.
Запуск «Аджови» — весьма важное событие в деловой деятельности «Тева». Во-первых, удалось серьезно ускорить рыночное появление фреманезумаба: в связи с производственными проблемами на площадках «Селлтрион» (Celltrion), корейского контрактного производителя, имелись явные предпосылки, что новинка увидит свет не ранее середины 2019 года.
Во-вторых, «Аджови» стал вторым CGRP-ингибитором после вышедшего в мае «Аймовига» (Aimovig, эренумаб), разработанного «Амджен» (Amgen) и «Новартис» (Novartis). Здесь следует учитывать нагнетающуюся конкурентную обстановку, ведь не за горами старт еще двух CGRP-блокаторов: галканезумаба (galcanezumab) и эптинезумаба (eptinezumab) авторства «Илай Лилли» (Eli Lilly) и «Олдер байофармасьютикалс» (Alder Biopharmaceuticals) соответственно.
Что любопытно, «Тева» не стала вступать в ценовую войну с «Аймовигом»: заявленная оптовая цена «Аджови» составляет 575 долларов для ежемесячной дозы и 1725 долларов для ежеквартальной.
В-третьих, да, фреманезумаб не справился с хронической кластерной головной болью, но «Тева» уверена, что у лекарственного соединения есть потенциал применения за пределами исключительно мигрени: в том числе в терапии эпизодической кластерной головной боли и посттравматической головной боли.
Согласно прогнозам отраслевых экспертов, в 2024 году мировые продажи четырех CGRP-блокаторов, реализованных в форме моноклональных антител, разделят рынок в целом поровну. Ну разве что «Аймовигу» удастся с небольшим отрывом вырваться вперед по причине своего более раннего дебюта.
В долгосрочной перспективе, оцениваемой в четыре-пять лет, «Аджови» способен приносить пиковых 1,6–2,4 млрд долларов в год. Это относительно приличная сумма ввиду потери коммерческой отдачи от «Копаксона» (Copaxone, глатирамера ацетат), ранее ежегодно зарабатывавшего свыше 4 млрд долларов, но продажи которого сейчас катастрофически падают из-за растущего спроса на его дженериковые копии.
Различия между четырьмя моноклональными антителами против CGRP кроются в не слишком существенных деталях, по сути не влияющих на итоговую эффективность лечения. Так, если эренумаб связывается напрямую с рецептором CGRP, то остальные таргетированы на лиганд CGRP (две его формы альфа и бета — α-CGRP и β-CGRP). Кроме того, эренумаб является полностью человеческим моноклональным антителом, прочие — гуманизированными. Отличается и способ применения: эренумаб, фреманезумаб и галканезумаб вводятся подкожно, эптинезумаб — внутривенно. «Аджови» поставляется в преднаполненных шприцах, «Аймовиг» сделан по технологии автоинъекторов.
Что касается профиля безопасности, использование новинки «Тева» в 43–45% случаев сопровождается легко-умеренными побочными реакциями по месту инъекции (сыпью, зудом, крапивницей); для препарата «Амджен»/«Новартис» указанное справедливо для 5–6% пациентов. Подобная гиперчувствительность к «Аджови» фактически сводит на нет основное его преимущество, заявленное возможностью применения один раз в квартал. Да, израильский фармгигант работает над более безопасным автоинъекционным вариантом «Аджови», но появится он не ранее середины следующего года.
Перед тем, как что-либо спрашивать, рекомендуем ознакомиться с информацией в разделе «Вопросы и ответы», в котором мы отвечаем на частые вопросы, в том числе касающиеся лекарств и лечения. Пожалуйста, цените свое и наше время.
здраствуйте Я о цене почему они такие дорогие
Высокая цена объясняется сочетанием двух основных факторов: новый класс лекарственных препаратов (наличие патентной защиты предполагает блокировку появления недорогих копий) и терапевтическая модальность в виде моноклональных антител (их производство само по себе не может быть дешевым). Да и кто запретит фармкомпаниям устанавливать ту цену, которую они посчитают необходимой и достаточной для удовлетворения желаний инвесторов?
Здравствуйте не могу найти сайт,где можно зарегистрироваться на получение первого укола!! Подскажите пожалуйста!