65-летний Иен Рид (Ian Read), председатель правления и исполнительный директор «Пфайзер» (Pfizer), оставит свои посты 1 января 2019 года, переместившись в кресло исполнительного председателя правления американского фармацевтического гиганта. Новым генеральным директором «Пфайзер» выбран 56-летний Альберт Бурла (Albert Bourla), нынешний главный операционный директор.
Иен Рид встал у руля «Пфайзер» в декабре 2010 года. За время его руководства удалось заручиться одобрением Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) на 30 лекарственных препаратов. Совокупная прибыль акционеров выросла на 250%, прямой возврат акционерного капитала превысил 120 млрд долларов, годовые дивиденды увеличились на 70% (с 0,80 до 1,35 долларов на акцию).
Если на конец 2010 года рыночная капитализация «Пфайзер» составляла 103,52 млрд долларов, то нынешняя стоимость предприятия зафиксировалась в 263,24 млрд долларов. В 2017 году компания показала доход в размере 52,5 млрд долларов, штат сотрудников насчитывал свыше 90 тыс. человек.
Что касается Альберт Бурла, до начала 2018 года он успешно возглавлял бизнес инновационных препаратов, курируя потребительские медикаменты, вакцины и лекарственные средства для терапии воспалительных и иммунных состояний, внутренних болезней, онкологических заболеваний, редких патологий.
Назначение нового исполнительного директора «Пфайзер» также повлекло за собой перемены в топ-менеджменте. Нет, явной смены кадров не предвидится: существующие руководители высшего звена, скорее, добавили себе дополнительные обязанности. Любопытным представляется ввод новой должности главного директора по цифровым решениям и технологиям. Этот пост займет Лидия Фонсека (Lidia Fonseca), сейчас являющаяся главным информационным директором «Квест дайогностикс» (Quest Diagnostics) — крупного предприятия, предоставляющего весь спектр диагностических решений: от биохимических анализов крови до молекулярного и генетического тестирования.
Экспериментальный конвейер «Пфайзер» должен до 2022 года, как ожидается, вывести на рынок приблизительно 25–30 медикаментов, половина из которых позиционируются бестселлерами, ежегодно способными генерировать не менее 1 млрд долларов каждый. Крупные ставки сделаны на такие, к примеру, лекарственные продукты, как вакцина для профилактики послеоперационных инвазивных инфекций Staphylococcus aureus, тафамидис (tafamidis) для терапии кардиомиопатии при транстиретиновом амилоидозе, талазопариб (talazoparib) против BRCA-положительного распространенного рака молочной железы.
«Пфайзер» не может останавливаться в развитии с учетом трагической для любого фармацевтического бизнеса доли, когда рано или поздно любые медикаменты, прежде защищенные патентным щитом, теряют таковой. Так произошло с гиполипидемическим «Липитором» (Lipitor, аторвастатин), который за 14,5 лет заработал свыше 125 млрд долларов, став самым продаваемым лекарством современности, но по итогам перебрался в разряд общедоступных и дешевых дженериков. В конце текущего года патентный барьер упадет у «Лирики» (Lyrica, прегабалин), применяемого при эпилепсии, диабетической нейропатической боли, постгерпетической невралгии и фибромиалгии и сгенерировавшего 4,5 млрд долларов в 2017 году.
Прежние инвестиционные настроения «Пфайзер», связанные с организацией какого-либо крупного поглощения — вроде попыток слияния с «Аллерган» (Allergan) ценой 160 млрд долларов или покупки «АстраЗенека» (AstraZeneca) за 118 млрд долларов, — отошли на второй, а то и третий план. Смена курса обусловлена налоговой реформой в Соединенных Штатах, когда отпала необходимость держать почти все деньги на счетах за пределами страны. Акционеры, впрочем, заинтересованы в определенной встряске деловой активности, что подтверждается желанием «Пфайзер» избавиться от направления безрецептурных лекарственных средств.
Нынешний фармацевтический климат в Соединенных Штатах таков, что производители, желающие продвигать новые высокоэффективные препараты, сталкиваются с препятствиями со стороны страховых компаний, которые далеко не всегда готовы возмещать затраты пациентов на дорогостоящие медикаменты, пусть даже жизненно необходимые. Зачастую новинкам приходится с усилием пробивать себе дорогу, чтобы попасть в страховые формуляры, либо же соглашаться с жесткими рамками, ограничивающими пул пригодных для страхового покрытия больных. Время безудержного роста цен на лекарства прошло: если в 2014–2015 гг. пиковый подъем стоимости брендовых препаратов по прейскуранту составил 13,6%, то в 2017-м он ограничился скромным 4,5-процентным ростом.
В июле «Пфайзер» второй раз за год повысила стоимость четырех десятков рецептурных медикаментов — притом что отрасль, можно сказать, договорилась увеличивать ценник лишь единожды в год и не более чем на 10%. Однако буквально через неделю, будучи пристыженной в том числе Дональдом Трампом, пошла на попятную, отменив свое решение.