Генерический бизнес «Тева фармасьютикал индастриз» (Teva Pharmaceutical Industries) испытывает определенные затруднения, вот почему израильский фармгигант однозначно радуется, когда его всё еще скромное направление брендовых препаратов получает свежие вливания.
Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) выдало разрешение на пероральный «Аустедо» (Austedo, деутетрабеназин) для терапии хореи, связанной с болезнью Гентингтона. Последняя, будучи редким и летальным нейродегенеративным заболеванием, в 90% случаев характеризуется хореей — беспорядочными, неконтролируемыми и внезапными движениями, такими как беспокойство, небольшие непроизвольные или незавершенные движения, нарушение координации и замедление скачкообразных движений глаз.
«Аустедо» стал вторым после «Ксеназина» (Xenazine, тетрабеназин) авторства датской «Лундбек» (Lundbeck) одобренным медикаментом для ведения хореи Гентингтона.
Деутетрабеназин (deutetrabenazine) является химическим аналогом тетрабеназина, в котором шесть атомов водорода заменены на атомы дейтерия — процедура дейтерирования. Дейтерий отличается от водорода наличием дополнительного нейтрона, что наделяет его способностью образовывать более стабильные химические связи с углеродом: они в шесть-девять раз крепче, нежели таковые между водородом и углеродом. Подобная характеристика положительно отражается на метаболизме лекарственного соединения: активный компонент высвобождается более медленно, то есть требуются более низкие дозы препарата.
https://www.youtube.com/watch?v=mDRaO55eDB8
Решение регулятора опиралось на результаты фазы III клинических испытаний First-HD, охвативших 90 пациентов. На 9-й и 12-й неделях терапии группа деутетрабеназина продемонстрировала улучшение на 4,4 балла по шкале общей максимальной оценки хореи (TMC). В группе плацебо зафиксировано улучшение на 1,9 балла.
Деутетрабеназин выступает высокоизбирательным ингибитором везикулярного моноаминного переносчика-2 (VMAT2). Последний, будучи интегральным мембранным белком, занимается перекомпоновкой и транспортировкой моноаминов (в особенности нейромедиаторов, таких как дофамин, норэпинефрин, серотонин и гистамин) из клеточного цитозоля в синаптические пузырьки. VMAT2 облегчает пресинаптическому нейрону процесс выброса нейромедиаторов в синаптическую щель. Если функция этого переносчика нарушена или подавлена, тот же дофамин не в состоянии отправиться в синапс.
«Тева» получила деутетрабеназин в рамках покупки «Ауспекс фармасьютикалс» (Auspex Pharmaceuticals) за 3,5 млрд долларов в мае 2015 года.
В мае 2016 года FDA отказало в регистрации препарата: регулятор потребовал более внимательно изучить уровни определенных метаболитов в крови пациентов.
«Тева» выставила на «Аустедо» агрессивную цену в 60 тыс. долларов в год, что составляет менее половины от стоимости «Ксеназина» в 153 тыс. долларов, а также существенно дешевле по сравнению с дженериками тетрабеназина, ценник которых лежит в пределах 92–96 тыс. долларов.
Молекула попутно обкатывается в терапии поздней (тардивной) дискинезии и тиков при синдроме Туретта. Согласно прогнозам отраслевых экспертов, в 2022 году пиковые продажи «Аустедо» составят 1,33 млрд долларов, если препарату удастся расширить спектр назначений.
Тем временем «Ньюроукрайн байосайенсиз» (Neurocrine Biosciences) ожидает решения FDA относительно своего VMAT2-ингибитора «Ингреза» (Ingrezza, валбеназин) для лечения поздней дискинезии, эффективной терапии которой в настоящее время не существует. А вот с синдромом Туретта ему справиться пока не удалось.
Одобрение деутетрабеназина является также хорошей новостью для «Кансет фармасьютикалс» (Concert Pharmaceuticals), которая вплотную занимается химией дейтерия.