В конце августа Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) выдало «Новартис» (Novartis) разрешение на «Кимрайа» (Kymriah, тисагенлеклейсел) — первую в мире официально одобренную T-клеточную CAR-терапию (CAR-T). Инновационный препарат можно использовать против В-клеточного острого лимфобластного лейкоза (B-ALL) из клеток-предшественников у детей и взрослых (до 25-летнего возраста), заболевание которых рефрактерно к лечению или рецидивировало по крайней мере два раза. А сейчас «Новартис», как и задумывалось, подала прошение о расширении спектра назначений «Кимрайа» за счет подключения взрослых пациентов с рецидивирующей или рефрактерной диффузной B-крупноклеточной лимфомой (DLBCL), которые не могут пройти процедуру аутологичной трансплантации стволовых клеток (ASCT).
Диффузная B-крупноклеточная лимфома — самая распространенная форма неходжкинской лимфомы: на нее выпадает до 40% случаев последней. Несмотря на то что первоначальное лечение приводит к полной ремиссии у 50–60% пациентов, где-то треть больных сталкиваются с рецидивом. И только четверть тех, кому поставлен диагноз рецидивирующей или рефрактерной DLBCL, подходят для ASCT в качестве терапии второй линии. Если заболевание оставлять нелеченным, время жизни ограничивается тремя-четырьмя месяцами.
Промежуточные результаты клинических испытаний JULIET фазы II продемонстрировали, что на третьем месяце после однократного введения тисагенлеклейсела страдающим DLBCL частота общего ответа (ORR) составила 45% (n=23/51): полный ответ (CR) получен у 37% пациентов (n=19) и частичный (PR) — у 8% участников (n=4). Полный ответ оставался стабильным на протяжении трех месяцев после прекращения сбора данных.
Обновленные результаты среди пациентов (n=81) таковы. Лучшая ORR вышла на 53,1%: CR — 39,5% и RP — 13,6%. На третьем месяце после единственной инъекции тисагенлеклейсела показатель CR составил 32%, RP — 6%. На шестом месяце наблюдений (n=46): CR — 30%, RP — 7%; другими словами, 95% пациентов с полным ответом сохранили статус ремиссии. Медиана длительности ответа пока не зафиксирована. Вероятность общей выживаемости на протяжении шести месяцев составляет 73,5%.
Как только «Кимрайа» будет апробирован против DLBCL, «Новартис» вступит в прямую конфронтацию с «Гилеад сайенсиз» (Gilead Sciences). В середине октября «Кайт фарма» (Kite Pharma), которую «Гилеад» купила за 11,9 млрд долларов, получила разрешение на «Ескарта» (Yescarta, аксикабтаген силолейсел). Второй по счету T-клеточной CAR-терапии регулятор включил зеленый свет для применения среди взрослых пациентов с рецидивирующей или рефрактерной B-крупноклеточной лимфомой после двух и более линий предшествовавшей химиотерапии.
«Ескарта» можно использовать для лечения диффузной B-крупноклеточной лимфомы, первичной медиастинальной B-крупноклеточной лимфомы (PMBCL), высокозлокачественной B-клеточной лимфомы, а также DLBCL из фолликулярной лимфомы — так называемой трансформированной фолликулярной лимфомы (TFL).
В свою очередь «Кайт» готовится бросить вызов «Новартис», завершая изучение «Ескарта» в терапии рецидивирующего и/или рефрактерного острого лимфобластного лейкоза, причем среди взрослых пациентов — «Кимрайа» разрешен для применения до 25-летнего возраста.
С точки зрения пациентов грядущая конкуренция только в плюс. Сейчас «Новартис» просит за «Кимрайа» 475 тыс. долларов, а «Гилеад» хочет за «Ескарта» 373 тыс. долларов.