«Такеда фармасьютикал» (Takeda Pharmaceutical) обратилась к «Шайр» (Shire) с предложением купить ее. Впрочем, формальные переговоры с советом директоров еще не проводились, и оферта является «предварительной и разведочной». Рыночная стоимость ирландского фармпроизводителя лежит в пределах 40 млрд долларов. На фоне известий биржевые котировки «Шайр» подпрыгнули на 25%.
Как полагает японский фармацевтический гигант, приобретение «Шайр» усилит экспертизу «Такеда» в основном поле деятельности (онкология, желудочно-кишечные заболевания, нейробиология), даст приличный толчок бизнесу специализированных медикаментов за счет добавления направления редких болезней (включая гемофилию), сбалансирует географическое присутствие благодаря усилению позиций на рынке Соединенных Штатов.
Кристоф Вебер (Christophe Weber), исполнительный директор «Такеда», продолжает заключать обилие сделок, укладывающихся в идею совмещения инноваций биотехнологических стартапов с финансовой мощью игрока «Большой фармы». Желание обеспечить глубокую диверсификацию бизнеса предприятия из Осаки позволило наполнить экспериментальный конвейер без малого двумястами совместных исследовательских проектов.
Из недавних крупных вложений «Такеда»: во-первых, покупка за 520 млн евро бельгийской «Тайдженикс» (TiGenix), погруженной в терапию на базе стволовых клеток осложненных свищей заднего прохода у пациентов с болезнью Крона, и во-вторых, обширные договоренности с «Денали терапьютикс» (Denali Therapeutics) на предмет разработки и коммерциализации трех лекарственных средств для лечения нейродегенеративных заболеваний, включая болезнь Альцгеймера.
Первый квартал 2018 года отметился всплеском сделок слияний и поглощений, что, очевидно, отражает благодушное принятие отраслью масштабной налоговой реформы в США. Так, «Селджен» (Celgene) заплатила 9 млрд долларов за «Джуно терапьютикс» (Juno Therapeutics), специализирующейся на CAR-T-клеточной терапии, и за авансовых 1,1 млрд долларов купила «Импакт байомедисинз» (Impact Biomedicines) с готовым к регистрации федратинибом (fedratinib). «Санофи» (Sanofi) не пожалела 11,6 млрд долларов за «Байоверетив» (Bioverativ), сосредоточенную на редких гематологических заболеваниях, и выложила 4,8 млрд долларов за бельгийскую «Аблинкс» (Ablynx), располагающую фирменной биотехнологической платформой нанотел.
В июне 2014 года «Шайр» отвергла попытку поглощения со стороны «ЭббВи» (AbbVie), которая была готова расстаться с 46,5 млрд долларов. В июле сумма предложения выросла до 51,5 млрд долларов, а затем еще до 54,8 млрд долларов. В октябре совет директоров «ЭббВи» проголосовал против сделки по причине изменений в американском законодательстве о налоговой инверсии. Курс акций «Шайр» потерял свыше четверти, но зато она получила 1,6 млрд долларов в качестве компенсации за провалившееся соглашение.
В июне 2016 года «Шайр» за 32 млрд долларов купила «Баксалта» (Baxalta) у «Бакстер интернешнл» (Baxter International), пополнив свой портфель обширной экспертизой орфанных патологий, включая гемофилию. Впрочем, с появлением прорывного антигемофильного препарата «Гемлибра» (Hemlibra, эмицизумаб) авторства «Рош» (Roche) оптимистичные настроения относительного развития «Шайр» в этом направлении изрядно поубавились.
В январе 2018 года «Шайр» объявила о разделении деловых операций на два подразделения: редких заболеваний и нейробиологии — вопросы нейронаук нуждаются в дополнительных усилиях и инвестициях.
-
Уведомление: Takeda всё же купила Shire | МОСМЕДПРЕПАРАТЫ