«Селджен» (Celgene) и «Аджиос фармасьютикалс» (Agios Pharmaceuticals) получили в Управлении по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) одобрительный вердикт в отношении «Айдхифа» (Idhifa, энасидениб), предназначенного для терапии взрослых пациентов с рецидивирующим или рефрактерным острым миелоидным лейкозом с мутацией фермента изоцитратдегидрогеназы-2 (IDH2). Новый препарат должен быть использован с диагностическим инструментарием для выявления последней.
Энасидениб (enasidenib) представляет собой избирательный, мощный, пероральный ингибитор мутантного энзима IDH2, встречающегося среди 8–19% больных острым миелоидным лейкозом. В норме IDH1 и IDH2, относящиеся к метаболическим ферментам цикла трикарбоновых кислот, помогают расщеплять питательные вещества и генерировать энергию для клеток. IDH1 катализирует реакции в цитоплазме, IDH1 — в митохондриях. Их мутации приводят к созданию онкометаболической молекулы 2-гидроксиглутарата (2HG), высокий уровень концентрации которой меняет эпигенетическую регуляцию клеток: вместо созревания они остаются примитивными и начинают быстро пролиферировать.
Регуляторное разрешение «Айдхифа» стало большой удачей для партнеров, которые вплотную занимаются молекулой всего лишь четыре года — столько времени потребовалось с момента запуска ее клинических испытаний до регуляторного одобрения. Самое же соединение было открыто восемь лет назад — в 2009-м. Как правило, экспериментальному противораковому препарату нужно в среднем 14 лет, чтобы появиться на рынке: шесть лет уходит на доклиническую разработку и восемь лет проводятся клинические исследования.
Месячная стоимость «Айдхифа» выставлена в 24,9 тыс. долларов без учета скидок. Пиковые продажи энасидениба прогнозируются на уровне 500 млн долларов в год.
https://www.youtube.com/watch?v=WTzw7BAVIWk
FDA в своем положительном решении отталкивалось от результатов клинических испытаний AG221-C-001 фазы I/II, затронувших 199 пациентов и продемонстрировавших сочетанный показатель полного ответа (в том числе с частичными гематологическими улучшениями) на уровне 23% (n=46). Медиана длительности ответа составила 8,2 месяцев, а медиана времени до первого ответа — 1,9 месяцев. Кроме того, 34% из 157 участников, зависимых от переливания эритроцитов и/или тромбоцитов, показали отсутствие необходимости в данной процедуре — на протяжении 56 дней наблюдений.
Инструкция к «Айдхифа» содержит «чернорамочное» предупреждение, связанное с возможной негативной побочной реакцией в форме синдрома дифференцирования, который является фатальным, если его не купировать.
На конвейере «Аджиос» есть также экспериментальный ивосидениб (ivosidenib), выступающий ингибитором IDH1 и нацеленный на прогрессирующие солидные опухоли, такие как глиома, хондросаркома и холангиокарцинома. А прототипный AG-881, перспективный против глиомы, умеет подавлять IDH1 и IDH2 одновременно.
Нынешний 2017 год благоприятствует пациентам, ожидающим появления новых препаратов против острого миелоидного лейкоза — особенно для терапии лиц пожилого возраста. Так, в конце апреля «Новартис» (Novartis) запустила «Райдапт» (Rydapt, мидостаурин), ингибирующий активность мутировавшего рецептора FMS-подобной тирозинкиназы 3 (FLT3, или CD135) и сигнального пути KIT: его можно использовать среди прежде не лечившихся больных с FLT3-мутацией; таковых насчитывается где-то треть.
В июле стало известно, что «Пфайзер» (Pfizer) разрешено вернуть на рынок «Милотарг» (Mylotarg, гемтузумаб озогамицин): в июне 2010 года этот конъюгат моноклонального антитела, таргетированный на CD33 и несущий цитотоксический агент класса калихеамицинов, был изъят из продажи.
До начала декабря будет принято решение относительно «Виксеос» (Vyxeos) — наноразмерной липосомальной рецептуры синергического молярного соотношения 5:1 цитарабина к даунорубицину. В мае 2016 года «Джаз фармасьютикалс» (Jazz Pharmaceuticals) купила «Силейтор фармасьютикалс» (Celator Pharmaceuticals), стоящую за этим удивительно эффективным комбинированным химиотерапевтическим медикаментом, отдав около 1,5 млрд долларов. Лекарство нацелено на высокорисковый (вторичный) острый миелоидный лейкоз.
Однако без провалов не обошлось. Достаточно вспомнить «Сиэтл джинетикс» (Seattle Genetics), которая в связи с серьезными проблемами по части безопасности была вынуждена свернуть клинические испытания вадастуксимаба талирина (vadastuximab talirine). Это стало большим ударом по потенциалу компании, учитывая, что указанный конъюгат моноклонального антитела вышел на полную ремиссию у 70% пациентов с острым миелоидным лейкозом.