Главное

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отныне не рекомендует применять антиковидную плазму в ходе лечения коронавирусной инфекции COVID-19, вызванной новым коронавирусом SARS-CoV-2.

Эксперты главного медицинского агентства планеты сошлись во мнении, что назначение реконвалесцентной плазмы при нетяжелом ковиде никак не улучшает клинические исходы у пациентов, и потому настоятельно не рекомендуют ее использовать — ввиду равно как очень низкой эффективности, так и существенной инфраструктурной затратности.

Что касается ковида, протекающего в тяжелой или критической форме, плазма реконвалесцентов аналогичным образом не оказала существенного влияния на улучшение клинических исходов. Однако поскольку собранные доказательства нельзя назвать безоговорочно достоверными, ВОЗ не против проведения дополнительных клинических испытаний. Ну а пока применение антиковидной плазмы в клинической практике вряд ли оправдано.

 

Что такое антиковидная плазма

Реконвалесцентная плазма, также называемая иммунной плазмой или гипериммунной плазмой, — плазма крови, полученная от лиц, выздоровевших после какой-либо инфекции и иммунная система которых сгенерировала гуморальный ответ против инфекционного патогена. Основным активным компонентом плазмы реконвалесцентов являются нейтрализующие антитела и другие иммунные медиаторы, способные наделить реципиентов краткосрочным пассивным иммунитетом.

Влитые в организм больного антитела, содержащиеся в плазме, связываются с вирусом, сдерживая процесс его клеточного проникновения и усиливая клиренс вирусных частиц посредством антителозависимого клеточного фагоцитоза (ADCP) или антителозависимой клеточноопосредованной цитотоксичности (ADCC). У тех, кто ранее не был инфицирован или вакцинирован, запуск антительного ответа требует две-три недели. Готовые нейтрализующие антитела существенно ускоряют этот процесс: они способны предотвратить болезнь, сократить ее длительность или уменьшить тяжесть, тем самым препятствуя развитию серьезных или жизнеугрожающих осложнений.

Плазма реконвалесцентов более эффективна, как предполагается, на самых ранних стадиях заболевания. Как только инфекция прогрессировала до такого состояния, когда произошло повреждение органов и имеют место быть иные последствия массивного воспаления, нельзя со всей уверенностью утверждать, что плазма окажется полезной, поскольку она работает против инфекционного патогена, а не осложнений, им вызываемых.

Имеющиеся данные свидетельствуют что в реконвалесцентной плазме, собранной у выживших после коронавирусной инфекции COVID-19, содержатся специфические рецептор-связывающие домен (RBD) антитела с мощной противовирусной активностью. Между тем до конца неизученными остаются моменты, имеющие отношение к эффективным титрам нейтрализующих антител против нового коронавируса SARS-CoV-2, оптимальному периоду времени для донорства антиковидной плазмы, классу тяжести пациентов с COVID-19, которые могли бы извлечь максимальную терапевтическую пользу от ее применения.

В довакцинную эру реконвалесцентая плазма применялась в ходе профилактики и лечения как бактериальных, так и вирусных заболеваний, как то: респираторных инфекций (Streptococcus pneumoniaeNeisseria meningitisHaemophilus influenzae), дифтерии, столбняка, клостридиальных инфекций (Clostridium botulinumC. difficile), вирусных инфекций (гепатита A, гепатита B, цитомегаловируса, бешенства, кори, клещевого энцефалита и др.).

 

Антиковидная плазма: удручающие выводы

Выводы ВОЗ отталкиваются от результатов метаанализа, охватившего данные 16 рандомизированных клинических испытаний (РКИ), участие в которых приняли свыше 16 тыс. пациентов с нетяжелым, тяжелым и критическим течением коронавирусной инфекции COVID-19.

 

Пациенты с нетяжелым ковидом

Согласно метаанализу данных 4 РКИ (n=1602), назначение реконвалесцентной плазмы не оказало значимого влияния на летальность в сравнении со стандартным лечением ковида: отношение шансов (odds ratio, OR) 0,83 (95% ДИ: 0,43–1,46), абсолютная разница проявилась в уменьшении летальных исходов на 1 смерть на 1000 пациентов.

Плазма доноров не снизила вероятность в необходимости механической вентиляции легких: OR 0,71 (95% ДИ: 0,18–1,77), абсолютная разница проявилась в уменьшении числа таких пациентов на 2 на 1000 больных.

Степень достоверности приведенных доказательств выставлена как умеренная ввиду опасений относительно серьезного риска предвзятости во включенных исследованиях.

 

Пациенты с тяжелым ковидом

Данные метаанализа, объединившие результаты 10 РКИ (n=14366), показали, что плазма реконвалесцентов оказала небольшое или нулевое влияние на летальность в сравнении со стандартным лечением ковида: OR 0,92 (95% ДИ: 0,70–1,12), абсолютная разница проявилась в уменьшении летальных исходов на 9 смертей на 1000 пациентов.

Достоверность доказательств была оценена как низкая из-за непрямолинейности, риска предвзятости и неточности.

Антиковидная плазма также не повлияла на следующие исходы:

  • снижение вероятности подключения к механической вентиляции легких: OR 0,92 (95% ДИ: 0,70–1,12) — 5 РКИ (n=623);
  • сокращение времени до разрешения симптомов: на 0 дней меньше — 3 РКИ (n=472);
  • сокращение продолжительности пребывания в больнице: на 0,7 дня меньше — 7 РКИ (n=1015);
  • уменьшение числа дней без искусственной вентиляции легких: на 0,7 дня меньше — 3 РКИ (n=2859).

Все доказательства с низкой степенью достоверности.

 

Пациенты с любой тяжестью ковида

Согласно метаанализу, добавление к стандартной терапии плазмы доноров, выздоровевших после перенесенной коронавирусной инфекции COVID-19, не связано с ростом следующих рисков, как то:

  • трансфузионное острое повреждение легких: различие рисков (risk difference, RD) на 0 меньше на 1000 пациентов — 4 РКИ (n=1365);
  • трансфузионная циркуляторная перегрузка: RD на 5 больше на 1000 пациентов — 4 РКИ (n=1442);
  • аллергические реакции: OR 3,25 (95% 1,27–9,30) — 8 РКИ (n=15243).

Все доказательства умеренной степени достоверности.

Исследователи предопределили три подгруппы пациентов, представляющие интерес для метаанализа: возраст (меньше 70 лет против старше 70 лет), тяжесть ковида на момент начала лечения (нетяжелая против тяжелой и критической), терапевтическая доза (повышенный титр донорских антител против пониженного). В большинстве подгрупп не было собрано достаточного объема данных для проведения подгруппового анализа. В тех подгруппах, где данные всё же имелись, значительных подгрупповые эффекты не были обнаружены по таким критериям, как тяжесть заболевания (p=0,80) или возраст (p=0,84) в отношении смертельных исходов, тяжесть заболевания (p=0,17) в отношении механической вентиляции легких.

 

Комментарии

Эксперты ВОЗ настоятельно не рекомендуют применять плазму реконвалесцентов для лечения пациентов с нетяжелой формой коронавирусной инфекции COVID-19.

Плазма доноров не продемонстрировала положительного эффекта ни для какого из важных клинических исходов при нетяжелом ковиде. Учитывая, что реконвалесцентная плазма требует существенных ресурсов (включая время и стоимость), связанных с выявлением потенциальных доноров и их тестированием для установления адекватного титра антител против нового коронавируса SARS-CoV-2, сбором донорской плазмы, ее хранением, транспортировкой и переливанием пациентам, в настоящее время не существует никаких оправданий для ее применения. Учитывая огромное количество пациентов с нетяжелым ковидом и низкую частоту клинически важных событий среди таких больных, применение реконвалесцентной плазмы в больших масштабах было бы сомнительным.

Эксперты ВОЗ не рекомендуют применять плазму реконвалесцентов для лечения пациентов с тяжелой или критической формой коронавирусной инфекции COVID-19 — за исключением ее изучения в рамках клинических исследований.

Донорская плазма не оказала положительных эффектов на важные клинические исходы при ковиде, протекающем в тяжелой или критической формой. И хотя назначать плазму реконвалесцентов в условиях стационара существенно удобнее, чем в амбулаторных условиях, ее применение по-прежнему требует значительных ресурсов и времени. Поскольку собранные доказательства характеризуются низкой степенью достоверности, специалисты ВОЗ полагают, что было бы уместным проведение дополнительных клинических испытаний реконвалесцентной плазмы, которые бы устранили неопределенность в отношении ее эффективности.

 

Почему антиковидная плазма не работает

Антиковидная плазма, возможно, и работает, если бы не ряд обстоятельств, решительно затрудняющих процесс точного установления пределов ее эффективности.

Во-первых, процедура получения плазмы весьма трудоемка, поскольку требует сдачи крови выздоровевшими донорами, ее обработки, формирования соответствующих пулов плазмы, распределения по дозам, и, наконец, введения пациентам. Никакой из указанных этапов по сути не обременителен, но в совокупности отяготителен.

Во-вторых, с учетом того, сколько антиковидной плазмы требуется вводить пациентам, необходимо большое число ее доноров.

В-третьих, что самое, пожалуй, важное, уровень нейтрализующих антител в забираемой у доноров плазме варьируется в широчайшем диапазоне. И потому осуществляется формирование ее пулов, когда, к примеру, плазма с высокой концентрацией антител разбавляется таковой с низкой. И не факт, что каждый донор проходит соответствующих скрининг на уровень антител. В итоге вполне реальна ситуация, когда в какой-либо дозе антиковидной плазмы окажется попросту недостаточно антител.

В-четвертых, есть немало претензий к самим клиническим испытаниям, которые оценивали эффективность плазмы реконвалесцентов.

 


Как бы то ни было, с учетом множества вышеобозначенных практических и методологических проблем, рисуется следующая картина: вместо изучения антиковидной плазмы следует направить отраслевые усилия на разработку как новых моноклональных антител, специфически спроектированных против SARS-CoV-2, так и новых низкомолекулярных препаратов, эффективных в лечении ковида, недорогих в производстве и удобных в применении.

Важная информация

Mosmedpreparaty.ru — энциклопедический веб-ресурс о мире лекарств, специализированная научно-исследовательская и справочно-информационная аналитическая служба группы компаний «Валиет», таргетированная на ключевые события глобальной отрасли фармации, биотехнологий, медицины и здравоохранения.

  • Ничто на Mosmedpreparaty.ru не является рекламой или продвижением лекарственных препаратов, методов лечения, медицинских услуг.
  • Сведения и публикации Mosmedpreparaty.ru носят исключительно научно-просветительский и ознакомительный характер.
  • Медицинская информация, транслируемая Mosmedpreparaty.ru, предназначена только для специалистов в области здравоохранения и сфере обращения лекарственных средств.
  • Медицинская информация, содержащаяся на Mosmedpreparaty.ru, не предназначена для использования в качестве замены консультации со специалистом в области здравоохранения.
  • Ничто на Mosmedpreparaty.ru не должно истолковываться как предоставление медицинского совета или рекомендации и не может служить основанием для принятия каких-либо решений или осуществления каких-либо действий без участия специалиста в области здравоохранения.

Присутствие на веб-ресурсе Mosmedpreparaty.ru и ознакомление с его содержимым означает, что вы прочитали «Пользовательское соглашение» и приняли его условия.

Научный эксперт R&A-офиса Mosmedpreparaty.ru.
Дополнительная информация о Татьяне и ее контактные данные доступны в разделе «Научно-исследовательский офис».

Leave a comment

Расскажите нам, что вы думаете о написанном. Не исключено, у вас есть комментарии, дополнения или даже замечания. Mosmedpreparaty.ru приветствует читательские отклики и критику.

Перед тем, как что-либо спрашивать, рекомендуем ознакомиться с информацией в разделе «Вопросы и ответы», в котором мы отвечаем на частые вопросы, в том числе касающиеся лекарств и лечения. Пожалуйста, цените свое и наше время.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *