Экспертная группа Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отныне не рекомендует применять ремдесивир (remdesivir) в ходе лечения пациентов, госпитализированных с коронавирусной инфекцией COVID-19, вызванной новым коронавирусом SARS-CoV-2.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО. В условиях чрезвычайной серьезности пандемии ковида, продолжающего уничтожать население Земли, следует с предельной внимательностью и тщательностью относиться к выбору того, чем действительно оправданно лечить пациентов, — лекарственных препаратов, которым могут реально помочь. И первоопределяющими здесь выступают принципы доказательной медицины, требующие от любого медицинского вмешательства надежных клинических данных, которые бы безоговорочно подтверждали и свидетельствовали в его пользу.
- Особенно примечательно ведут себя некоторые фармацевтические компании и правительства ряда стран, настойчиво твердящие, мол, тот или иной препарат, который либо ими разработан, либо лоббируется, эффективен в лечении коронавирусной инфекции. При этом доказательств, необходимых для научно-обоснованного подтверждения подобных заявлений, либо не приводится, либо они не указывают на должную эффективность. Тем не менее появляются соответствующие официальные протоколы лечения, которые насаждают применение определенных лекарств, хотя в действительности они никак не помогают и даже могут навредить. Пациенты страдают — заинтересованные выигрывают.
ЧТО ОНИ ГОВОРЯТ. По мнению специалистов ВОЗ, не существует доказательств, что ремдесивир способствует улучшению выживаемости больных: он не повышает их шансы остаться в живых. А ведь сохранение жизни — важнейшая задача лечения любой болезни.
- Ремдесивир не снижает летальность, не устраняет необходимость в подключении к аппарату искусственной вентиляции легких, не сокращает время до клинических улучшений, и вообще не оказывает какого-либо существенного и значимого эффекта на важные для врачей и пациентов исходы.
СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ. Как подчеркнули эксперты ВОЗ, некорректно полагать, что имеющиеся на сегодня клинические данные доказывают неэффективность или вообще бесполезность ремдесивира. Скорее, собранных данных недостаточно для предоставления доказательств, что ремдесивир действительно влияет на улучшение пациентоориентированных исходов.
ПОЧЕМУ ТАК. Клинические испытания, спонсированные правительством США или «Гилеад сайенсиз» (Gilead Sciences), стоящей за разработкой ремдесивира, не установили, что он способен предотвращать смертельные исходы. Ремдесивир лишь на несколько дней ускорил процесс выздоровления.
БОЛЕЕ ТОГО. Выводы подкреплены результатами масштабного клинического исследования SOLIDARITY (ISRCTN83971151, NCT04315948) фазы III, которое охватило взрослых пациентов (n=11266), госпитализированных с диагнозом коронавирусной инфекции COVID-19, и которое проверило ряд экспериментальных препаратов: ремдесивир; гидроксихлорохин (hydroxychloroquine) или хлорохин (chloroquine); лопинавир (lopinavir) c ритонавиром (ritonavir); интерферон бета-1a (interferon beta-1a). Как выяснилось, никакое из указанных лекарственных средств, добавляемых к стандартной неспецифической терапии ковида, не способствовало сколько-нибудь значимому улучшению клинических исходов. Проще говоря, данные препараты не сработали.
И ЕЩЁ. Согласно сетевому метаанализу данных, пациенты с ковидом, протекающим в некритической форме, могут извлечь пользу от назначения ремдесивира. Тем не менее достоверность анализа данных, собранных в подгруппах пациентов, недостаточна, чтобы вынести соответствующие рекомендации.
ОДНАКО. Несмотря на отрицательные рекомендации в отношении ремдесивира, главный медицинский регулятор планеты всё же поддерживает продолжение существующих или запуск новых строго контролируемых клинических испытаний, оценивающих безопасность и эффективность ремдесивира — особенно среди специфических подгрупп пациентов, в том числе детей и пожилых.
ТАКИМ ОБРАЗОМ. Экспертная группа ВОЗ уверена, что большинство пациентов не захотят лечиться при помощи ремдесивира, так как имеющиеся клинические данные характеризуются высокой степенью неопределенности: в целом неизвестно и непонятно, поможет ли ремдесивир избежать смерти либо хоть как-то улучшить состояние больного. Кроме того, любые положительные эффекты ремдесивира, если таковые действительно имеются, окажутся, скорее всего, незначительными, притом что сохраняется вероятность серьезных вредных последствий от его применения. Тем не менее ценности и предпочтения пациентов и врачей могут идти вразрез с рекомендациями ВОЗ, поскольку нельзя абсолютно исключать терапевтическую пользу ремдесивира.
ИТОГИ. Любая новая фармакотерапия требует более убедительных доказательств, нежели существующие для ремдесивира. И потому, учитывая тотальную скудность ресурсов, человеческих и материальных, важно их не отвлекать и не расходовать на решения, которые в настоящий момент являются неоправданными. Правильнее пустить силы на обеспечение наилучшей неспецифической терапии ковида или использование кортикостероидов при тяжелых случаях заболевания.