Даром что ли Эндрю Уитти (Andrew Witty), исполнительный директор «ГлаксоСмитКляйн» (GlaxoSmithKline), постоянно твердит, что бизнес вакцин куда более перспективен, нежели традиционный лекарственный путь. Да, торговля медикаментами для профилактики заболеваний характеризуется традиционно низкой маржой прибыли в сравнении с продажами терапевтических препаратов. Однако продолжающееся давление на ценообразование последних позволяет смело утверждать, что вакцины остаются надежным источником роста.
Опять же крупным игрокам в вакцинном секторе опасаться сильной конкуренции не приходится: слишком высок барьер входа в этот бизнес. Согласно прогнозам экспертов EvaluatePharma, четыре ведущих производителя вакцин — «ГлаксоСмитКляйн», «Санофи» (Sanofi), «Пфайзер» (Pfizer) и «Мерк и Ко» (Merck & Co.) — продолжат доминировать на мировом рынке, к 2022 году удерживая более чем 80-процентную долю, или 31,5 млрд долларов. Что примечательно, у каждой из указанных компаний отхвачено где-то по одной четверти глобального вакцинного рынка.
Между тем свободное место есть и для других. В десятку «лучших» войдет «Новавакс» (Novavax), завершающая работу над профилактикой респираторно-синцитиального вируса.
Неплохо укрепится «СиЭсЭл» (CSL) со своим подразделением «Секирас» (Seqirus): в октябре 2014 года «Новартис» (Novartis) продала ей противогриппозный пакет вакцин.
Что касается пятерки топовых вакцин, к 2022 году расклад ожидается следующим. Власть удержит 13-валентная пневмококковая «Превнар 13»/«Превенар 13» (Prevnar 13/Prevenar 13) авторства «Пфайзер» — самая продаваемая вакцина в мире. За ней следует «Гардасил» (Gardasil), продвигаемая «Мерк и Ко» против вируса папилломы человека. Далее идет парочка авторства «Санофи»: противогриппозная «Флюзон» (Fluzone) и комбинированная «Пентацел» (Pentacel, АКДС + полиомиелит + гемофильная инфекция). Пятерку замыкает «Педиарикс» (Pediarix, АКДС + полиомиелит + гепатит B) разработки «ГлаксоСмитКляйн».
«ГлаксоСмитКляйн», мировой лидер в области вакцин, изрядно усилила свои позиции, в конце января 2015 года закрыв сделку с«Новартис», которой отдала набор противораковых медикаментов, взамен получив вакцинный портфель. В ближайшие годы британский фармгигант сохранит за собой первое место, подобравшись к 8,5 млрд долларов продаж в 2022 году.
Пример «ГлаксоСмитКляйн» показателен: фокус на безрецептурных препаратах и вакцинах, пусть даже с низкой маржинальностью, однозначно выгоден: в первом, втором и третьем финансовых кварталах вакцинный бизнес опередил другие направления деятельности компании, прибавив соответственно 23%, 11% и 20% на продажах.
Среди всех прочих производителей вакцин «ГлаксоСмитКляйн» удалось охватить максимальный спектр таковых: число заболеваний, на которые нацелилась компания, вскоре приблизится к двумя десяткам.
Первые три квартала зафиксировали для «Санофи» рост торговли вакцинами — соответственно на 6,3%, 8,2% и 14% против такого же периода годом ранее. В третьей четверти только «Джензайм» (Genzyme), занимающаяся редкими заболеваниями, опережала все прочие подразделения французского вендора. В 2017 году должна неплохо «выстрелить» «Денгваксиа» (Dengvaxia), единственная на рынке вакцина против лихорадки денге. На ее создание было затрачено 20 лет и 1,5 млрд долларов.
Считается, что к 2022-му вакцины «Санофи» выйдут на реализацию в объеме 8,3 млрд долларов.
«Пфайзер» и ее «Превнар 13»/«Превенар 13» несколько замедлились: лекарство слишком быстро захватило рынок, вот почему сейчас затруднительно вернуться к прежнему выокому уровню спроса. Впрочем, определенное изобилие всё же грядет ввиду недавнего расширения рекомендаций по применению «Превнар 13»/«Превенар 13».
В середине декабря «Пфайзер» стала соучредителем стартапа «Игнайт имьюнотерапи» (Ignite Immunotherapy), сосредоточенного на разработке онколитических вирусных вакцин. Согласно прогнозам специалистов GBI Research, рынок противораковых вакцин, который в 2015 году оценивался в 2,5 млрд долларов, должен утроиться к 2022 году — до 7,5 млрд долларов. Всё верно: во-первых, 15% случаев рака определено вирусными факторами, и, во-вторых, в ближайшие два десятка лет число новых онкозаболеваний вырастет на 70%.
Кроме того, американский фармгигант занят доведением до ума вакцин против S. aureus и госпитальной инфекции, вызванной C. difficile.
Продажа вакцин должна принести «Пфайзер» в 2022 году 7,4 млрд долларов.
«Мерк и Ко» в третьем квартале зафиксировала внушительный 27-процентный рост интереса к вакцинам — в основном за счет «Гардасил», а также нацеленной на корь, паротит, краснуху и ветрянку «Проквад» (ProQuad). Позиции «Гардасил» в США только укрепятся, так как «ГлаксоСмитКляйн» решила вывести «Церварикс» (Cervarix) с этого ключевого рынка по причине очень слабого спроса. К 2022 году вакцины будут зарабатывать 7,2 млрд долларов для «Мерк и Ко».